Вступайте в новую группу RAM Клуб Казахстан!
ЗАКРЫТЬ

Новая группа в Telegram – RAM Клуб Казахстан

Технический регламент – великий и ужасный. Кто и на что имеет право?

О том, как майор Кондратьев Ниву запрещал


​Уже минимум семь лет дискуссии о страшных последствиях принятия Технического регламента Таможенного Союза (ранее – Технического Регламента о безопасности колесных ТС) стали привычными на форумах любителей тюнинга.

Я много читал разные страшные истории, но они всегда рассказывались от третьего лица. Много лет, в качестве подтверждения наших печальных перспектив, на форумах блуждает копия одного и того же документа, который я склонен считать фейком: нет даты и номера, а знающие люди подсказали, что Нивы с такими номерами и вовсе никогда не было зарегистрировано (хотя майор Кондратьев – лицо действующее).

Несмотря на то, что эти страшные последствия так и не наступили, недавно начался новый виток обсуждений. Например, у нас на форуме возникла активная дискуссия о том, как сотрудники ГИБДД якобы останавливают пикапы и внедорожники в районе Химок и выдают предписания на устранение нарушений, угрожая последующим наложением запрета эксплуатации.

Прошу понять меня правильно – я это говорю не к тому, что не верю в наличие проблемы, а к тому, что её значимость и количество реально пострадавших, возможно, сильно преувеличены. Действительно, в большинстве РЭО ГИБДД поставить автомобиль с силовым бампером сейчас практически невозможно. Но это скорее всего местечковый волюнтаризм, как когда–то было с бумажными дверными стикерами. Сейчас попробуем разобраться, что к чему, безусловно, в первую очередь в отношении всеми нами любимого пикапа Dodge Ram.

Соответствие Dodge Ram техническому регламенту


В самом деле, технический регламент, поправки и окружающее их законодательное поле выглядят так, что для разбирательства, поиска противоречий и несоответствий требуется длительная работа дружного коллектива юристов.


Я берусь смело утверждать, что в природе не существует инспектора ГИБДД, который сам понимает, что можно, а что нельзя. Уверен, что и в НАМИ нет однозначного мнения. Цель ограничений техрегламента – благая, и я всячески её поддерживаю. Мне не хотелось бы ездить по дорогам, где перемещаются транспортные средства из кадров очередного Безумного Макса.


Другое дело, что ограничения должны быть понятными, логичными и законными. По сути, если максимально упростить, в техрегламенте нас волнуют два типа ограничений:

1) Ограничения на внесение изменений в конструкцию всех ТС, в зависимости от типа.

2) Ограничения на внесение изменений в конструкцию ТС, официально ввозимых на территорию ТС и имеющих соответствующие документы: "Одобрения типа ТС" и "Сертификат безопасности ТС".

Документы из п.2 необходимы для официальной продажи ТС на территории России и оформляются на срок до 4 лет. Потом требуется повторная сертификация и получение новых документов.


Пункт №2 к автомобилям Dodge Ram не относится, точно так же, как, например, к Hummer H1. Для наших пикапов не было получено ни одного "Одобрения типа ТС", что легко проверить. Дело в том, что в России их никогда официально не продавали.

Поэтому, к Dodge Ram невозможно придраться, никак кроме, как к по пункту 1.


Итак, что же у нас значится в п.1?


Dodge Ram 1500 в изначальной версии технического регламента относился к типу N1, а 2500 и 3500 – к категории N2. Напомним, что категория N – это ТС, предназначенные для перевозки грузов.

Однако после был внесен пункт о категории G – к которой по сути относятся наши автомобили.

Цитируем:

"1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, полная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2,M2 или M3 , полная масса которых не более 12 тонн, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:

1.2.1.2.1. По меньшей мере одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25 процентов."

Что же запрещено устанавливать на Dodge Ram согласно техрегламенту?

Что же нас беспокоит в первую очередь? Конечно же, красота и брутальность! И совсем чуть-чуть экономии. Пойдем прямо по списку.


1) Кенгурятник/силовой бампер

Цитируем техрегламент:

«Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1, включая транспортные средства повышенной проходимости, выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками». Нет ни слова про категории G и N2.


2) Колеса увеличенного размера и лифт

В техрегламенте есть целый раздел, посвященный шинам и колесам 1) с большим количеством пунктов, но нет ничего про их размер: глубина протектора, отсутствие трещин на дисках и т.д. Про увеличенный дорожный просвет – тоже ни слова.


3) Свет

Тут все, как раньше. Теоретически придраться могут к красному поворотнику, оранжевому переднему габариту (должен быть только белым), ксенону в фарах без омывателя и соответствующей маркировки, к дополнительному свету (допустима установка двух дополнительных фар дальнего света и двух дополнительных противотуманных фар) и к отсутствию задней противотуманной фары.


4) Газобалонное оборудование (ГБО)

Снова цитируем техрегламент:

"Система питания транспортных средств, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична. У транспортных средств, оснащенных такой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе дата действующего последующего освидетельствования. Не допускается использование газовых баллонов с истекшим сроком периодического их освидетельствования. Такая топливная система, её размещение и установка должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН N 66, 67, 107, 110 и 115."

Я думаю, здесь нужны комментарии эксперта в области ГБО – достаточно ли документов, выдаваемых при установке для эксплуатации системы в соответствии с техрегламентом?


Кто имеет право проверять отклонения от техрегламента?


Фактическое отсутствия внимания к установленным силовым бамперам со стороны инспекторов ГИБДД, вероятно, можно объяснить тем, что контроль за техническим состоянием автомобилей должен производиться только на стационарных постах ГИБДД инспекторами технического надзора – об этом должна быть запись в удостоверении инспектора (в соответствии с приказом МВД №1240).


Кроме того, контроль должен производиться только сертифицированными и поверенными средствами технического диагностирования. Кстати, останавливать автомобиль только лишь потому, что он оборудован силовым бампером – уже незаконно. Сама установка не является нарушением, нарушение – это отсутствие разрешения, а его определить по внешним признакам нельзя. Если, при проверке документов на стационарном посту, инспектора технического надзора еще можно встретить, то какое средство технического диагностирования следует применять для определения наличия изменений конструкции автомобиля – непонятно.


В итоге гораздо проще ловить за более традиционные нарушения, чем доказывать водителям, что у них якобы незаконно установлен силовой бампер.


Будут ли массовые санкции?


Законодательство в нашей стране устроено так, что оно имеет много трактовок и исполняется исходя из текущей генеральной задачи руководства соответствующего уровня. То есть, если заходят нас всех лишить силовых бамперов – лишат, несмотря на все противоречия в законе. Но я все же надеюсь, что массовых наказаний не будет.


Во-первых, тем, кто наказывает тоже нравятся силовые бампера, а во–вторых, борьба с силовыми бамперами с использованием сложных технических средств – это стрельба из пушки по воробьям. Вообще, технический регламент хорош тем, что хоть немного напугает тех, кто строит свою машину с явным перебором и пытается сэкономить, например, на квалифицированном сервисе по установке ГБО.


Если же вас остановили и пытаются выдать предписание, ведите себя, как обычно в России: дайте понять, что вы информированный гражданин. А с дискуссия с информированными гражданами – это потеря времени и денег, особенно если сам инспектор "плавает" в вопросах техрегламента.


Геннадий Верников, 20.04.2016


1) Не обращайте внимание, что в Консультанте пишут, что документ утратил силу. Новый регламент не претерпел изменений в этом разделе, но в Консультанте я его не нашел, а в PDF нельзя дать ссылку на отдельный раздел. Ссылка на акутальный регламент Таможенного Союза в PDF есть в первом абзаце этой статьи.


Не претендую на экспертизу по данному вопросу. Это попытка сформулировать и систематизировать то, что мне понятно самому.

Так что спорим и дискутируем.

Вам понравилась статья?