Очень любопытная история происходит сейчас с рынком китайских автомобилей, в который с головой ринулись все – от мелких спекулянтов до крупнейших дилерских сетей, осиротевших после ухода из страны западных брендов.
Изначально идея была проста и логична: есть готовая инфраструктура полного цикла, остается ее переориентировать на новые модели и дело в шляпе. В конце концов машины они и есть машины, продавать что-то надо, да и замшелые кредитные линии с капексом продохнуть не дают.
Пока высшее корпоративное руководство и совладельцы приходили в себя от стресса, их менеджеры ринулись покорять Восток. Не зря же они постигали учение Ицхака Адизеса и цитировали в курилках Нассима Талеба – настало время применить профессионализм в сложном деле и начать эффективно управлять изменениями.
Но Восток это не Запад, а Россия, как не крути, всегда была европейской страной, причем не только с точки зрения менталитета и ценностей, но и по традициям ведения бизнеса. И как ни пропагандируй «новую реальность великой дружбы народов России и Азии с Африкой, этого умонастроения в ближайшие годы не изменить.
Практика ведения бизнеса в Поднебесной совсем не похожа на европейскую, но это было бы еще полбеды. Человеческий менталитет отличается кардинально, вот в чем фокус. Впрочем, ни Адизес, ни Траут с Голдсмитом об этом не писали, а коварный консультант с разноцветными глазами никому из руководства автохолдингов не встретился, потому что пить газировку на патриках им некогда.
В Европе деловое сотрудничество это партнерство, а в Азии – война. К классике национальной деловой школы неизменно относятся две книги: «
Искусство войны» Сунь-цзы (IV век до нашей эры) и
трактат о 36 стратагемах неизвестного автора (V-VI век нашей эры). При этом никакой Стэнфорд не способен выжечь этот базис из сознания китайского бизнесмена.
По своей сути, каждая из стратагем на умозрительно описывает одну из хитростей, помогающую побеждать врага обманом. Это удивительно созвучно старому лозунгу Моссада "Хитростью и обманом веди войну свою", взятому из Книги Притчей Соломоновых. Впрочем, царство Иудейское, хотя и Ближний, но все же Восток.
Стало быть, направляется наш эффективный российский менеджер в Китай, а там его встречают как наркома Молотова в Берлине – настоящие друзья, рисовая водка с маотаем, превосходные условия поставки, которых «ни у кого нет и не будет», готовность подписать любые соглашение о намерениях, дабы оградить первопроходцев от конкурентов.
И в самом деле, цены лучшие, внутренний рынок еще пустоват, надо действовать.
Решение принято, обо всем договорились, бюджеты согласованы.
Главное для любого коммерсанта – непрерывно управлять себестоимостью. А лучше всего управлять себестоимостью импорта еще со времен Туркестана умеют на киргизской таможне.
Повсюду огромные риски: «пацанские» соглашения с китайцами, оплата кэшем через посредников, временное оформление машин на киргизских дропов с занижением инвойсов и тысячи километров пути автовозами через Великую степь. Практически шелковый путь или «Жибек жолы», как принято его уважительно называть в предгорьях Тянь-Шаня.
Но риски – краеугольный камень предпринимательства, зато финмодель получается сказочная, даже со ставкой дисконтирования в 20%. Здесь кое-кто одними бонусами не отделается.
Весь процесс выглядит непривычно и страшно, но не зря же аудиокнига «Одураченные случайностью» Талеба прослушана в пробках, а как дойдут машины – все наконец выдохнут и перекрестятся.
И вроде все получается. Не обманули новые восточные партнеры, Улугбек из Бишкека, хоть и превратил по старой кочевнической привычке три дня в полтора месяца, все растаможил и отправил. Не говорящий ни слова по-русски афганец водитель автовоза, хоть и заставил понервничать, но домчал без особых приключений.