Новая группа в Telegram – RAM Клуб Казахстан
Ограничения для грузовых ТС N1/N2 в контексте ПДД и передвижения по Москве
Многие из нас в прошлом году столкнулись со значительным усилением контроля за нарушением ограничений, касающающихся движения грузовых ТС. Здесь и далее под "грузовыми" мы подразумеваем значительную часть пикапов (у которых в ПТС написано "грузовой бортовой", "грузовой прочий", "грузовой пикап" и т.д.), за исключением спецтехники – эвакуаторы и спецавтомобили. Для последней категории действуют отдельные правила и ограничения.
В этой заметке я попытаюсь максимально кратко и тезисно сформулировать суть запретов, а также статус текущей практики по выявлению правонарушений и наложению административных взысканий.
Прошу учесть, что я высказываю собственную точку зрения, не будучи профессиональным юристом. Не стесняйтесь комментировать и дополнять этот материал.
Виды ограничительных контуров
1. Ограничения ПДД
ПДД имеют федеральный статус и абсолютно одинаковы везде, однако практика вынесения постановлений об административных наказаниях отличается от региона к региону. Если не указано обратное, в разделе "Практика" оценивается имеющийся клубный опыт по московскому региону.
1.1 Расположение ТС на автомобильной дороге
Для RAM 1500 и других грузовых автомобилей типа N1/категории В полной массой свыше 2500 кг запрещено:
Практика в Москве: Штрафы накладываются в автоматическом режиме, но судя по общему количеству пока далеко не повсеместно.
Для RAM 2500/3500 и других грузовых автомобилей типа N2/ категории C полной массой свыше 3500 кг запрещено:
Практика в Москве: штрафы накладываются в автоматическом режиме, при нарушении почти гарантированы с каждой соответствующей камеры.
1.2 Скоростной режим
Для RAM 2500/3500 и других грузовых автомобилей типа N2/ категории C полной массой свыше 3500 кг установлены следующие ограничения скорости (пп. 10.2, 10.3 ПДД):
Практика в центральном регионе: штрафы накладываются в автоматическом режиме, при нарушении почти гарантированы с каждой соответствующей камеры.
2. Ограничения в Москве и в крупных городах
Тенденция ограничения грузового движения в мегаполисах является мировым трендом и вслед за Москвой, где ограничения уже действуют, в ближайшее время внедрение похожей модели ожидается в Санкт-Петербурге и в других крупных городах.
2.1 Грузовой каркас
Грузовой каркас – это принцип разделение улиц городских округов на два типа: улицы, по которым разрешено ездить грузовым ТС с полной массой свыше 2500 кг, и улицы, по которым ездить нельзя.
Под ограничения грузового каркаса автоматически попадают все грузовые ТС с полной массой свыше 2500 кг, то есть и RAM 1500 и RAM 2500/3500.
Практика в Москве: В 2013 году на серии весьма конструктивных совещаний вашего покорного слуги с Дептрансом Москвы (протокол договоренностей вы можете скачать тут), была услышана наша клубная позиция, также было дано словесное обещание, что в автоматическом режиме штрафы за нарушение
грузового каркаса накладываются не будут, а инспекторам будет даны рекомендации не придираться к пикапам, так как цель ограничений – малотоннажные коммерческие грузовики, а не частный транспорт.
В настоящий момент мне неизвестны случаи получения штрафов за нарушение грузового каркаса с камер автоматической видеофиксации, однако ситуация зыбкая и может измениться в любой момент.
2.2 Запрет на въезд в пределы ТТК
Самый старый запрет, существующий с начала 2000-х годов, ограничивает движение грузовых ТС с грудоподъемностью свыше 1000 кг в пределы Третьего Транспортного Кольца с 7-00 до 23-00.
Парадоксальная формулировка закона оперирует термином "грузоподъемность", который отсутствует и в Венских конвенциях, и в ПДД, и в Техническом Регламенте (в отличие от типа/категории ТС, полной массы и нагрузки на ось), однако никаких изменений в нее по-прежнему не вносится. Грузоподъемность вычисляется путем вычитания из полной массы веса снаряженного ТС, согласно данным ПТС. По практике большинство моделей RAM 1500 не попадают под этот запрет (кроме ряда некорректно растаможенных, в основном ввезенным Пикап-центром в 2004-2005 годах), а большинство RAM
2500/3500 попадают (за исключением некоторых бензиновых модификаций с кабиной Mega Cab).
С этим ограничением мы тоже активно боролись и вели диалоги с городской администрацией, однако переключились со временем на грузовой каркас в силу большей эффективности проблемы.
Практика в центральном регионе: штрафы накладываются в автоматическом режиме, при нарушении практически гарантированы с каждой соответствующей камеры. При необходимости, резиденты районов, находящихся внутри ТТК могут получить временный бесплатный пропуск на въезд, однако по отзывам – процедура весьма запутанная.
2.3 Запрет на въезд в пределы МКАД для грузовых ТС категории С с 2022 года
С 1 января 2022 г. все грузовики полной массой cвыше 3500 кг обязательно должны быть зарегистрированы в Единой региональной навигационно-информационной системе города Москвы (РНИС) для оформления пропуска для движения по Москве (в границах МКАД включительно).
Грузовые ТС категории C/N2 (RAM 2500/3500) могут заезжать в пределы МКАД (включая саму МКАД) только регистрации и оформления бесплатного пропуска по инструкции выше.
В противном случае на нарушителей налагается штраф в размере 5000 рублей по факту каждого нарушения.
Практика: подтвержденной информации о наложенных штрафах с камер автоматической видеофиксации в настоящий момент у меня нет, однако прошло еще слишком мало времени. Ряд знакомых проезжают в пределы МКАД на тяжелых пикапах почти каждый день, пока без инцидентов.
3. Тахографы для грузовых ТС категории С/N1
Данный пункт касается только грузовых ТС категории С/N1 (RAM 2500, RAM 3500)
Само по себе это ограничение парадоксально и не укладывается в общие законы логики.
Тахограф – это весьма полезное с точки безопасности дорожного движения устройство, позволяющее контролировать исполнение водителем установленного нормами закона режима труда и отдыха водителей. Впервые тахографы появились в Европе, в России обязательное их использование в среде коммерческих перевозок утверждено законом Минтранса с 2014 года.
Все было хорошо и логично, пока в последней редакции Приказа Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. N 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" чудесным образом исчезли формулировки освобождающие частные ТС, не занятые в коммерческих перевозках, от обязательной установки и контроля за использованием тахографа.
В итоге, имеем следующий парадокс:
Практика:
В результате приходится жить в ожидании, что здравый смысл победит и изменения в закон все-таки будут внесены (например определением Верховного суда РФ в итоге судебного разбирательства по оспариванию наложенного постановления о правонарушении). В отличие от всех прочих ограничений для грузовых автомобилей – обязанность ставить тахографа на частные пикапы выглядит курьезным законодательным артефактом.
Нюансы техосмотра с 2022 года
С 2022 года техосмотр для физлиц–владельцев легкового транспорта и мотоциклов стал добровольным, при условии, что транспортное средство используется в личных целях.
Техосмотр требуется проходить следующим категориям ТС:
1) ТС, принадлежащим юридическим лицам
2) ТС, принадлежащие физлицам, но использующиеся для осуществления коммерческой деятельности.
3) Такси, автобусы и грузовые ТС (как полной массой свыше 3500 кг, так и до 3500 кг). Другими словами, RAM 1500 (если в ПТС значится тип "Грузовой" – N1G) и RAM 2500/3500 оба подлежат прохождению техосмотра.
4) Если возраст ТС свыше 4 лет и производится постановка на учет (смена собственника или регистрационных данных).
5) При регистрации любых изменений в конструкции.
6) При замене номерных агрегатов, включая двигатель.
Дополнительные особенности
Автор: Геннадий Верников
Подпишитесь на новые комментарии сайта в Телеграм.