Вступайте в новую группу RAM Клуб Казахстан!
ЗАКРЫТЬ

Новая группа в Telegram – RAM Клуб Казахстан

Геннадий ВерникоВ

Ответ Генеральной прокуратуры по результатам проверки ситуации с розыском Интерпола – лед тронулся

В феврале 2024 года десятки тысяч автомобилей российских граждан одномоментно оказались в розыске Интерполом и были арестованы российскими органами МВД. Рассказываем по порядку, что произошло и какие действия мы предпринимаем для решения этой проблемы. Но сначала – предыстория.

Как Канада, будучи мировым лидером по автоугонам, создала тупиковую ситуацию для автовладельцев в России

За минувшие несколько лет благополучная на первый взгляд Канада побила все мировые рекорды по числу похищенных автомобилей. По оценкам шефа полиции Торонто, только в этом городе каждые 40 минут похищается автомобиль, а общее количество угонов превысило число 120 000 инцидентов в год. Например, по России в 2023 году официально было угнано около 20 000 автомобилей, и это при населении страны в три раза превышающем численность жителей Канады.

В феврале 2024 года, когда проблема с угонами была на высоком уровне признана национальным бедствием, Министерство общественной безопасности Канады во главе с его руководителем Домиником Лебланом созвало международный саммит для выработки решений, позволяющих эффективно бороться с хищениями транспортных средств.

Сразу после саммита, а именно 13 февраля, десятки тысяч автомобилей (по разным оценкам – от 30 до 80 тысяч), законно приобретенных российскими гражданами пополнили международную базу розыска Интерпола. Объявление в розыск осуществлялось ретроспективно, так как большинство попавших "под раздачу" машин было ввезено и поставлено на учет еще между 2022 и 2023 годами, а до этого они успешно прошли не только оформление вывоза и ввоза, но и все необходимые процедуры в транзитных юрисдикциях, основной из которых стали Объединенные Арабские Эмираты.

На момент ввоза (а во многих случаях даже сейчас, спустя пару месяцев со злополучной даты) все эти машины не обладали ни единым атрибутом, позволяющим покупателю заподозрить неладное. Общепризнанные международные информационные системы, такие как Carfax и Autocheck не рапортовали ни о каких инцидентах в прошлом, при этом в них корректно отображалась вся история, включая последнюю дату продажи машины в Канаде. Стоит упомянуть, что ни один из разыскиваемых Интерполом автомобилей до сих пор официально не объявлен в розыск ГИБДД, а единственный публичный источник, в котором вы можете проверить свою машину на угон – это обнаруженный нами в сети сайт Правительства Канады.

С чем в итоге столкнулись автовладельцы в России?

Нашим «нулевым пациентом» оказался наш коллега по Русскому Додж Рэм Клубу, который приехал ставить на учет только что приобретенный RAM 1500 в один из областных центров. Он даже успел получить номера, но вскоре после этого по вызову приехала опергруппа, а машина была арестована и впоследствии возвращена под расписку на ответственное хранение без права передвижения.

Сейчас в нашу закрытую рабочую группу входит более 120 человек из разных регионов России, а выявленных случаев проблемы с Интерполом только с автомобилями марки Dodge Ram в стране нами зарегистрировано более 200. И этот список ежедневно пополняется.

Для органов МВД сложившаяся ситуация тоже оказалась непростой. С одной стороны, несмотря на регулярно обсуждаемые угрозы по исключению, Россия до сих пор является полноправным членом Интерпола, а российское НЦБ обязано выполнять предусмотренные протоколами сотрудничества инструкции. С другой стороны, за последние два года очень многое поменялось – Канада теперь числится недружественным государством и запросы российского Интерпола даже в части обнаруженных транспортных средств игнорирует. Закрепленного регламента действий на такой случай предусмотрено не было, поэтому ситуация с арестованными машинами не имеет простого решения в сложившейся ситуации.

Каждый из кейсов отрабатывается органами МВД по-своему, причем зависит это не только от региона, но и от конкретных лиц, принимающих решение. По тому, как это происходит, становится очевидно, что для сотрудников полиции наша проблема тоже представляет своего рода испытание, так как у них есть обязательство задержать автомобиль, однако типовой процедуры оформления для этого не предусмотрено. Плюс ко всему по российским базам ГИБДД все эти машины не имеют никаких проблем, ЭПТС является действующим, а номерные знаки не числятся в розыске.

В конечном итоге, всем приходится импровизировать в деталях. Чаще всего при задержании в России автомобиль арестовывается и примерно в половине случаев ареста – отдается приобретателю под расписку об ответственном хранении. Если решение отдать на хранение принято не было, машина остается на спецстоянке или просто на парковке у ОВД, потому как формальных причин помещать ее на спецстоянку попросту не находится (как мы уже упоминали, по базам ГИБДД какие-либо отметки о розыске отсутствуют). Некоторые автомобили, уже стоящие на учете, отдаются под расписку без прямых формулировок о запрете перемещения, однако их владельцы при следующей проверке на дороге рискуют пройти всю процедуру заново, но уже с иным исходом. Больше всех рискуют те, кто обнаруживает флажок Интерпола на своей машины находясь за границей. Но даже здесь нет однозначных закономерностей. Например, у одного нашего коллеги, который вместе с женой и детьми путешествовал в Грузию, успешно преодолев все суровые северокавказские посты и российских пограничников, RAM был моментально изъят полицией Грузии на въезде в страну. А в другом похожем случае владелец успешно выехал через границу из Казахстана и практически сразу после этого был задержан в ходе проверки полицией Оренбурга.
Что уж там говорить о простых смертных, если на днях на машине, разыскиваемой Интерполом, был задержан в Дагестане сам глава МЧС Чеченской Республики. После этого в прессе было очень много намеков, что даже министры в Чечне ездят на ворованных машинах, но мы готовы их опровергнуть – здесь совсем не тот случай.

Откуда берется поток криминальных машин?

Статистика угонов в Канаде весьма красноречива, но угон угону – рознь. В нашем случае в большинстве случаев машины были практически новыми, не имели никаких характерных повреждений, комплектовались двумя штатными ключами и всеми необходимыми для экспорта документами. Продавцами в ОАЭ выступали крупные компании и автосалоны официальных дилеров. Более того, когда мы сравнивали даты предполагаемого хищения и вывоза из Канады – мы непременно удивлялись тому, что заявитель в большинстве случаев заявлял об угоне либо после отправки машины в ОАЭ, либо уже по ее прибытию на Ближний Восток. Очень не хочется впустую фантазировать о глобальном мировом заговоре, но система в поставках украденных автомобилей явно прослеживается. Как минимум, вся эта история больше всего напоминает случай массового и хорошо спланированного страхового мошенничества с лизинговыми схемами при активной поддержке в части беспрепятственного вывоза из страны, а такая поддержка не может обойтись без коррупции на высоких уровнях. В самом деле, если правительство Канады прямо говорит о национальном бедствии, а десятки тысяч угнанных машин продолжают следовать в канадские порты и вывозиться через океан – не выглядит ли это странным?
Кстати, в конце февраля наши коллеги самолично пробежались по торговым площадкам в Дубае и обнаружили, что большинство стоящих на продаже свежих автомобилей престижной ценовой группы – числятся угнанными в Канаде.
А для любителей строить теории заговора мы напомним, что нынешним главой Интерпола является Ахмед Насер аль-Раиси – бывший генеральный инспектор МВД ОАЭ.

На помощь приходят депутат Андрей Луговой и Генеральная прокуратура

Изначально мы пытались напрямую выходить на канадские страховые компании, чтобы добиться урегулирования путем переговоров. Статистика минувших лет подтверждает, что, как правило, владельцы из-за океана отказываются оформлять возврат транспортных средств, в силу экономической нецелесообразности этого процесса. Однако в нашем случае мы до сих пор не добились внятных ответов ни от страховых, ни даже от нанятых канадских адвокатов. Вероятно, канадцам Россия видится настолько токсичной, что никакие логические аргументы не позволяют сформировать поле для переговоров.

Индивидуальная легализация машин в судебном порядке через признание статуса добросовестного приобретателя по-прежнему является логичной, но занимает много времени. Судебную статистику, отражающую новые международные реалии придется вытаскивать на своем горбу первопроходцем, потому как долгосрочная история судебных прецедентов, касающихся украденных машин, пока не свидетельствует однозначно в пользу истца. Первые суды уже идут и, на первый взгляд, достаточно перспективно. Но об их результатах говорить пока рано.

Одну из ставок мы сделали на формирование диалога с представителями российской власти и ожидаемо нашли с ними полное взаимопонимание. Изменения в мировом геополитическом раскладе положили конец полноценной возможности применять международное законодательство, поэтому решение проблем с машинами, ретроспективно занесенными в базу Интерпола, носит глобальный характер и требует волевого решения от представителей властей.

В настоящий момент в Госдуме на рассмотрении во втором чтении находится Законопроект № 377569-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором есть предложение дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» следующей формулировкой: «Регистрирующим органом определяются особенности совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств, используемых для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также транспортных средств, находящихся в международном розыске.» Скорее всего это дополнение изначально было нацелено на защиту интересов автовладельцев, живущих на новых территориях, однако теперь оно может пойти на пользу всем гражданам России.

Однако законы могут рассматриваться долго, поэтому было решено действовать параллельно с законодателями. Депутат Андрей Луговой при нашем информационном содействии отправил запрос Генеральному прокурору и по нему прошла проверка в регионах, а федеральные и региональные СМИ осветили необходимость скорейшего решения проблем, неожиданно возникших у законопослушных российских граждан.

И вот на днях был получен ответ из Генеральной прокуратуры, который вселяет надежды на скорое решение проблемы. Из документа были удалены персональные данные владельцев.
Говорить о том, что проблема решена еще рано. Однако можно утверждать, что с представителями власти мы нашли взаимопонимание. Благодарим Андрея Константиновича Лугового за помощь и эффективное содействие. Будем оставаться на связи и сообщать о любых существенных новостях.

Подпишитесь на новые комментарии сайта в Телеграм.