Нашим «нулевым пациентом» оказался наш коллега по Русскому Додж Рэм Клубу, который приехал ставить на учет только что приобретенный RAM 1500 в один из областных центров. Он даже успел получить номера, но вскоре после этого по вызову приехала опергруппа, а машина была арестована и впоследствии возвращена под расписку на ответственное хранение без права передвижения.
Сейчас в нашу закрытую рабочую группу входит более 120 человек из разных регионов России, а выявленных случаев проблемы с Интерполом только с автомобилями марки Dodge Ram в стране нами зарегистрировано более 200. И этот список ежедневно пополняется.
Для органов МВД сложившаяся ситуация тоже оказалась непростой. С одной стороны, несмотря на
регулярно обсуждаемые угрозы по исключению, Россия до сих пор является полноправным членом Интерпола, а российское НЦБ обязано выполнять предусмотренные протоколами сотрудничества инструкции. С другой стороны, за последние два года очень многое поменялось – Канада теперь числится недружественным государством и запросы российского Интерпола даже в части обнаруженных транспортных средств игнорирует. Закрепленного регламента действий на такой случай предусмотрено не было, поэтому ситуация с арестованными машинами не имеет простого решения в сложившейся ситуации.
Каждый из кейсов отрабатывается органами МВД по-своему, причем зависит это не только от региона, но и от конкретных лиц, принимающих решение. По тому, как это происходит, становится очевидно, что для сотрудников полиции наша проблема тоже представляет своего рода испытание, так как у них есть обязательство задержать автомобиль, однако типовой процедуры оформления для этого не предусмотрено. Плюс ко всему по российским базам ГИБДД все эти машины не имеют никаких проблем, ЭПТС является действующим, а номерные знаки не числятся в розыске.
В конечном итоге, всем приходится импровизировать в деталях. Чаще всего при задержании в России автомобиль арестовывается и примерно в половине случаев ареста – отдается приобретателю под расписку об ответственном хранении. Если решение отдать на хранение принято не было, машина остается на спецстоянке или просто на парковке у ОВД, потому как формальных причин помещать ее на спецстоянку попросту не находится (как мы уже упоминали, по базам ГИБДД какие-либо отметки о розыске отсутствуют). Некоторые автомобили, уже стоящие на учете, отдаются под расписку без прямых формулировок о запрете перемещения, однако их владельцы при следующей проверке на дороге рискуют пройти всю процедуру заново, но уже с иным исходом. Больше всех рискуют те, кто обнаруживает флажок Интерпола на своей машины находясь за границей. Но даже здесь нет однозначных закономерностей. Например, у одного нашего коллеги, который вместе с женой и детьми путешествовал в Грузию, успешно преодолев все суровые северокавказские посты и российских пограничников,
RAM был моментально изъят полицией Грузии на въезде в страну. А в другом похожем случае владелец успешно выехал через границу из Казахстана и практически сразу после этого был задержан в ходе проверки полицией Оренбурга.
Что уж там говорить о простых смертных, если на днях на машине, разыскиваемой Интерполом,
был задержан в Дагестане сам глава МЧС Чеченской Республики. После этого в прессе было очень много намеков, что даже министры в Чечне ездят на ворованных машинах, но мы готовы их опровергнуть – здесь совсем не тот случай.