Вступайте в новую группу RAM Клуб Казахстан!
ЗАКРЫТЬ

Новая группа в Telegram – RAM Клуб Казахстан

HEMI: 1905 – 2024
Отказ от Рэмов с двигателем Hemi намечен на пятницу, 2 февраля 2024 года, как раз перед тем, как начнет производиться новая серия. Это повод погрустить, смахнуть скупую мужскую слезу и посмотреть на весь жизненный путь легендарного V8.

Если не любите читать — можете посмотреть видео:

1905, Pipe, Fiat — предвестники HEMI

Откуда взялся 1905 год, и при чём тут опять Фиат? Все же знают, что HEMI пришел из авиации!
Дело в том, что сама концепция полусферической камеры сгорания, в честь которой и названа серия моторов, тестировалась задолго до появления самого HEMI.
В 1905 году бельгийская компания Pipe установила двигатель с полусферами на свой гоночный автомобиль и смогла выиграть первую и последнюю гонку. Автомобиль тут же дисквалифицировали за перевес, но одной единственной победы хватило, чтобы гоночные команды обратили внимание на моторы с полусферической камерой сгорания.
В 1907 году инженеры Fiat сделали гоночный автомобиль, который посрамил доминировавших на то время французов благодаря своему мотору. Это была рядная четверка с полусферическими камерами сгорания, выдававшая беспрецедентные на то время 130 лошадиных сил. Для сравнения: средняя мощность моторов тех лет — 48 л.с.

Война, гонки и выход в люди

Вторая Мировая война потребовала мощной техники и мощных моторов. И тут уже инженеры Chrysler заняли свое место в истории, создав 36-литровый V-16 для истребителя P-47 Thunderbolt аж на 2500 л.с. и более скромный V-12 для танка M-47 Patton, который выпускался с 1951 по 1953 год, а эксплуатировался вплоть до 1990.
Но это всё еще не был тот HEMI, на который все привыкли молиться. А вот когда грянул послевоенный бум автомобилестроения, на сцену вышел V8.

В 1951 году Dodge, учтя опыт военных лет, выпустили серию V8 с верхним расположением клапанов. Они были круче всех популярных на тот момент flathead-ов и дали мощное преимущество Dodge и De Soto.
Полная линейка моторов выглядела так:
— Chrysler и Imperial: FirePower (331, 354, 392 ci);
— De Soto: Fire Dome (276, 291, 330, 341, 345 ci);
— Dodge: Red Ram (241, 270, 315, 325 ci), Power Giant (354 ci).

Эти моторы выпускались с 1951 по 1958 год и их принято считать первым поколением HEMI, хотя тогда они еще так не назывались.
Первым мотором, получившим название HEMI стал легендарный 426-й. Для многих тамошних автолюбителей старой школы HEMI и 426 — это вообще синонимы.

426-й появился в 1964 году на Plymouth Belvedere для NASCAR, традиционно разорвал всех конкурентов и традиционно был забанен гоночной федерацией за то, что дорожных машин с таким мотором на тот момент не было.
Выход из ситуации был очевиден, и в 1966 году появилась гражданская версия, которая даже в дефорсированном виде выдавала до 425 л.с. Это тот самый двигатель, который ставился на Challenger, Charger и другие модели тех лет.
Триумф могучего Elephant Hemi закончился в 1971 году — ужесточение экологических норм и топливный кризис привели к тому, что HEMI исчез из гражданских машин и остался лишь на гоночных трассах, где, впрочем, пользовался популярностью — благодаря особенностям конструкции его можно было растачивать в больший объем, а как мы знаем — no replacement for displacement.

Возвращение легенды: наши дни

Третье поколение HEMI появилось в 2003 году, причём именно в виде знакомого нам 5.7 на Рэмах. Моторы стали сложнее, полусферическую камеру сгорания убрали, но принципиальным их преимуществом было то, что в третьем поколении они создавались не для гонок, а для гражданского использования.

В 2005 году дебютировал HEMI 6.1 для SRT-моделей Крайслера. Интересно, что ярко-оранжевый блок цилиндров — это не просто понты. Разноцветные блоки помогали рабочим на сборочной линии не путаться, где 5.7, а где 6.1.

Примерно в это же время появился 6.4, который с 2007 года начал продаваться самостоятельно, а с 2011 — устанавливаться в автомобили. В 2015 году появился компрессорный 6.2 Hellcat, а потом и его старший брат — 6.2 Demon, который устанавливался только в Challenger.

Из экзотики, о которой знают не все, в 2012 году появился 7-литровый Mopar 426 HEMI для Dodge Charger Redline и в 2018 — 1000-сильный Mopar 426 HEMI 'Hellephant', в котором 7 литров надули компрессором и стали продавать отдельно, без автомобиля.


На этом гражданская карьера HEMI подошла к концу — новые технологии, борьба за экологию и прочие модные тренды ведут к тому, что совсем скоро дедушка HEMI уйдет на пенсию. Будет ли триумфальное возвращение в четвертом поколении — мы не знаем, но засилье турбочетверок и электричек намекает, что скорее всего это конечная остановка.

Поэтому если вы всегда мечтали, но никак не решались — время пришло. Заведите себе HEMI, пока они есть!

Автор: Дмитрий Титов
Ну и как вам такое?

Подпишитесь на новые комментарии сайта в Телеграм.