×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Вопрос CAN-шина, что это, расскажите? Отличия электроники в новых и старых рэмах.

Подробнее
12 года 1 мес. назад #114560 от Get
Коллеги, сейчас составляю предварительный список вопросов для будущего нового раздела FAQ (раз никто помогать не хочет) :)
В связи с этим возникли принципиальные вопросы:
1) Что такое CAN-шина, можете объяснить по-простому?
2) Чем принципиально отличается электроника в новых и старых (до 2009 г) рэмах? Раньше же СAN-шины не было?
Нужно в самых общих чертах. Искать и компилировать материалы на английском, честно признаюсь, нет сил и времени.
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114585 от kot333
По простому.
данные между контроллерами в автомобиле такими как комп. блок климата. блок абс итд итп идут в цифровом формате вот как ты в интернете сидишь. пакет пришел пакет ушел :)
соотвественно если раньше у тебя с блока управления климатконтролем например выходило примерно 30-40 проводов
то с кан шиной их 5-6 (из которых половина питание и подсветка итд)
плюсов море. меньше проводов. проще диагностика. контроллеры перестали быть вещью в себе и прошивки в них можно менять на лету.
минусов тоже полно. самостоятельный ремонт и глубокая диагностика невозможны. контролерры имеют свой ID
соответственно критичные узлы с помойки уже без дилерского оборудования не воткнешь. у лендровера говоря даже моторчики в зеркалах требуют прописки.
короче для производителя удобно для юзера не очень.
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114600 от Странник
вообще то CAN шина не так уж и нова.В мировом автопроме она начала применяться с 2004 года.По-поводу удобно-неудобно скорее удобно.Приятно когда окружающие говорят на одном с тобой языке :) .Единые стандарты,протоколы упрощают жизнь,пусть и исчезает шарм уникальности отдельных марок авто ;)
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114603 от kot333
где эти единые стандарты. нет их. и никогда не было.
даймлер-крайслер одна фирма Ж)
на мой вопрос к инженеру в мерседесовском дилершипе а давайте подключим мерсовский сканер к доджу он сразу сообщил что работать не будет так и оказалось. хотя по сути контора одна и таже Ж)
Подробнее
12 года 1 мес. назад - 12 года 1 мес. назад #114621 от SinnerSpinner

kot333 пишет: контролерры имеют свой ID
соответственно критичные узлы с помойки уже без дилерского оборудования не воткнешь


CAN - безадресная шина и пакеты рассылаются всем абонентам, а уже абонент внутри себя сам решает, ему этот пакет или нет. Другими словами, тот кто посылает инфу, абсолютно не отличает устройства друг от друга.

А первое ипользование CAN - это вроде Mercedes W140, нет?


Кстати, мне обещали помочь и дать инструкции по обновлению "модельного ряда". Там всё хорошо или всё плохо?
Последнее редактирование: 12 года 1 мес. назад пользователем SinnerSpinner.
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114719 от kot333
Тащем то да. адресации как таковой нет. но ECU может тупо не принимать во внимание сигналы от устройств и управлять ими если у них неверное ID
так что адресация вроде как есть своебразная.
а что касается кто первый.
Именно про стандарт CAN не скажу но цифровая шина встретилась на автомобиле toyota century 1988 года выпуска.
чем немало доставила установщикам сигнализации
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114742 от SinnerSpinner
Первые в CAN - точно немцы, потому как CAN - это разработка Bosch. А вот по поводу ID-шников информация занятная. Получается, чтобы поменять одно устройство, надо еще и EPROM-ину в ECU перешивать?
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114749 от kot333
не всегда и не у всех. додж более менее лоялен ну покрайней мере я менял блок климата без проблем.
а вот с двухсоткой у народа уже были нюансы.
по слухам больше всего отличаются на этом поприще немцы и богопротивный лэндровер. но я вживую не сталкивался.
Подробнее
12 года 1 мес. назад - 12 года 1 мес. назад #114757 от Браза
Добавлю к вышесказанному.

CAN bus - Controller Area Network.
Как правило, в современнном автомобиле проложены как минимум две CAN-шины:
CAN_привод, отсносительно высокоскоростная шина для быстрого обмена данными между самыми ответственными компонентами - двигателем, трансмиссией, тормозами, подушками безопасности, итд.
и CAN_комфорт ( CAN_"все остальное" ), низкоскоростная шина для неответственных компонентов - приборная панель, климат, магнитола, информационные консоли, прочее.
По мере необходимости могут добавляться и другие специализированные CAN-шины ( например CAN-D, СAN_диагностика ).
В некоторых случаях ( в основном для комплексов развлекухи - DVD, музычка, многофункциональное управление ) может применяться оптоволокно. Отдельной группой также стоят LIN ( Local Interconnect Network ) шины - они применяются там где проще обьеденить два компонента одной простенькой линией связи, нежели вписывать их по отдельности в общую CAN-шину. Таким образом, некий блок присоединенный к CAN может дополняться коротеньким LIN-отростком.

Физиески CAN-шина современной редакции выглядит как стандартная витая пара. В жгуте автомобильной проводки ее отличить достаточно легко: в отличии от остальных витых пар (идущих, скажем, от датчиков) CAN как правило имеет специфическую маркировку - два одинакового цвета провода с тонкими линиями других цветов.

Ниже пример типичной схемы CAN-шин Рэма (может изменяться в зависимости от модели и комплектации):



где TIPM/CGW (Totally Integrated Power Module / Central Gateway ) - "распределительный щиток" всего автомобиля, обьединенный с управляющим CAN-шинами Gateway_ем. В миру - блок предохранителей, расположен под капотом.

CAN-C Bus - CAN_привод ( Engine databus, Сhassis CAN ), ~ 500 kbps, подразделена на две ветки и обьединяет:
- PCM ( Power Control Module ) - блок управления двигателем, он же единый блок управления двигетелем и трансмиссией в некоторых комплектациях,
- DTCM ( Drivetrain Control Module ) - блок управления трансмиссией ( если раздельно с блоком управления двигом ),
- ABS ( Anti-lock Braking System ) - тормоза,
- SAS ( Steering Angle Sensor ) - датчик угла поворота рулевого колеса (используется для системы курсовой устойчивости),
- WCM/SKIM ( Wireless Control Module / Sentry Key Immobilizer Module ) - блок иммобилайзера, общающийся к ключем зажигания, дистанционкой итд, неотьемлемая часть охранной системы,
- ORC ( Occupant Restraint Controller ) - блок управления подушками безопасности.

CAN-B Bus, CAN IHS Bus - CAN_комфорт ( Interior databus, Body CAN ), ~125 kbps, обьединяет:
- SDARV ( Satellite Digital Audio Receiver ) - приемник спутникового радио,
- CCN ( Cab Compartment Node ) - приборная панель,
- VES ( Video Entertainment System) - DVD-проигрыватель с экраном на потолке,
- DMFR ( Door Module Front Right ) - блок управления передней правой двери,
- DMFL ( Door Module Front Left ) - блок управления передней левой двери,
- RADIO - собственно, радио. Магнитола,
- HVAC ( Heating, Ventilation, Air Conditioning ) - блок управления климат-контролем,
- AMP ( Amplifier ) - штатный усилитель ( интегрирован в CAN-шину как отдельный модуль ),
- HFM ( Hands-free Module ) - блок управления Bluetooth,
- MSM ( Memory Seat Module ) - блок управления памятью положения сидений,
- HSM (Heated Seat Module ) - блок управления подогревом сидений,
и все остальное.

Более подробно структуру CAN-шин для разных моделей и комплектаций можно найти на www.rambodybuilder.com -> Wiring diagrams -> Bus Communications.


Из практики работы с последними поколениями Рэмов:

Система "лояльна" ровно до вмешательства в основные, ответственные компоненты. Далее можно залезть в такие беспросветные дебри, что при удачном стечении обстоятельств трак будет легче распустить на запчасти, нежели восстанавливать (прициденты были).

Основными блоками, содержащими уникальные идентификаторы (VIN) будут: блок управления двигателем, блок иммобилайзера, приборная панель, блок управления ABS.
Запуск двигателя невозможен без содержащих идентичные идентификаторы блоков управления двигом и иммобилайзера (иммобилайзер в свою очередь должен знать транспондер ключа, которым производится запуск). Подмена остальных основных блоков, содержащих идентификаторы, не повлияет на запуск, но расцветит всю панель пиктограммами и пропишет во всей системе предупреждение о VIN Number Mismatch. Другие блоки, включая TIPM, AirBag, климат и прочие, могут содержать идентификатор, но не критичны к подмене. Они не вызовут общего предупреждения о VIN Number Mismatch и со временем переймут идентификатор остальной системы.
Пользуясь оригинальным сканером можно также отследить историю подмены многих блоков - в памяти содержатся бывший и текущий идентификаторы, т.е. кроме единого VIN-а системы в данный момент можно видеть VIN системы, с которой б/у блок был снят. Иногда это чуть ли не единственный способ определить источник сообщения о VIN Number Mismatch - потому что последнее прописывается по всей системе, вне зависимости от правильности идентификатора в конкретном блоке. Т.е один может портить всю тусовку. А если их два? Разных? И кто-то из "своих" уже попытался перенять чужой идентификатор?

В некоторые блоки ( к примеру, ABS ) идентификатор прописывается только один раз и перезаписи не подлежит ( т.е брать б/у блок бессмысленно - систему не удастся привести в надлежащее состояние ).
Также, естественно, если повредить или отключить устройтсво, являющееся источником определенной информации в шине, эта информация перестанет быть доступна для всех остальных устройств. Например, источником информации о скорости движения является блок ABS ( используется датчик в главной передаче заднего моста, он же задействован непосредственно для нужд ABS ). Если блок не будет работать вообще, либо будет неправильно отконфигурирован - в шине не будет информации о скорости, спидометр на приборной панели ( как один из потребителей информации ) будет молчать.

Бездумная подмена блока предохранителей ( TIPM/CGW ), который является одним из ключевых элементов, может быть чревата - в некоторых случаях система попытается сама себе отконфигурировать с самыми непредсказуемыми последствиями. Иногда получались очень доставляющие миксы из нескольких несовместимых конфигураций.
Правильная же, вдумчивая замена TIPM вполне допустима. На третьем поколении этот блок очень плохо защищен от воздействия внешней среды ( грязь, сырость ) и рано или поздно умирает сам по себе. Руководствуясь номером запчасти необходимо подобрать правильный блок - новый либо б/у - в этом случае правка конфигурации либо ограничится минимальным вмешательством, либо не потребуется вообще. Предупреждения о VIN Number Mismatch установка б/у TIPM не вызывает. Как правильно подобрать замену умершему на третьем поколении TIPM постараюсь описать ниже.

Самостоятельная доработка с установкой некритических блоков проходит весьма успешно - например, можно добавить Bluetooth ( на третьем поколение Рэмов - отдельный блок ) или усилитель - система сама "обнаружит новое устройство" и начнет с ним работать. Или, к примеру, заменить EVIC ( Electronic Vehicle Information Center, информационный экранчик на потолке ) на более продвинутый. Улучшенный EVIC сам найдет всю нужную информацию и сможет управлять некоторыми фунцкциями TIPM ( подсветка, замки, итд. - которые раннее были доступны только через скан ).
Это же касается некоторых "не CAN" примочек - например, при отсутствии кнопок круиз-контроля их просто доустаналивали - и все действовало. Также легко поставить электрохроматическое зеркало заднего вида.
Некоторые же доработки - скажем, кнопки на руле для управления музычкой ( по мне - очень функциональная вещь! ) требуется дополнительно добавлять в конфигурацию и заново перешивать соответствующие блоки, само не запускается.

В некоторых случаях Chrysler по старинке применяет линии "данных" с набором сопротивлений - на сколько помню, так работает замок зажигания, замки дверей.. Ничего цифрового в таких линиях нет.
Вообще, термин CAN-Bus очень широко применяется в этих интернетах совсем не по делу - особенно в контексте продажи какой-нибудь светотехнической мелочевки. Например, светодиодные лампочки со встроенными сопротивлениями ( для адекватной работы с системой автоматического контроля ) ничего общего с CAN-Bus не имеют.


Если где ошибся - дополняйте, исправляйте.
Вложения:
Последнее редактирование: 12 года 1 мес. назад пользователем Браза. Причина: Дополнения, орфография.
Спасибо сказали: Get, Геннадий, otez_pimen, banochkin (Павел), 555 (Сергей), Valerius, veled323
Подробнее
12 года 1 мес. назад #114760 от Get
Спасибо, Браза! Ужасно интересно, это именно тот ответ, которого я ждал)
Спасибо сказали: 555 (Сергей)
Подробнее
12 года 1 мес. назад #115301 от Valerius

Get пишет: ...
2) Чем принципиально отличается электроника в новых и старых (до 2009 г) рэмах? Раньше же СAN-шины не было?
....

Машина 2005-го(модельный 2006) CAN есть.Тоже вот озадачился изучением этой приблуды.
Подробнее
12 года 1 мес. назад #115321 от ramka
CAN разновидность цифровой связи, в 1988 цифра и на Доджах была. И монохромный тачскрин на Бьюик Ривьера 1987 года для управления бортовым компьютером говорит о том, что не только японцы с немцами рулят технологиями ;)
Подробнее
12 года 1 мес. назад #115398 от Браза
Собственно CAN - творение Bosch GmbH и был внедрен примерно с девяностых. Разработки же велись, как говорят, с начала восьмидесятых. Изначально планировался исключительно для автопромышленности, но сейчас начал расползаться и в другие сферы индустриальной автоматики.

Касательно Рэмов - CAN как витая пара появился только на третьем поколении, до этого была простая однопроводная линия связи.
Подробнее
12 года 1 мес. назад #115403 от Get
Браза, а можно в двух словах получить образование на тему: Принципиальное отличие электроники старых и новых Рэмов. Что можно было, а стало нельзя и наоборот? Какие преимущества дает и какие ограничения накладывает CAN-шина?
Подробнее
12 года 1 мес. назад #115416 от 555 (Сергей)
Браза, спасибо. Подскажи, пожалкйста, есть ли способы защиты TIPM от действия окружающей среды?
Модераторы: Александр ЮГ555 (Сергей)mmaxbadvikОкорокЭдуард