Статьи и блоги R.D.R.C.

Здесь каждый может оставить свой след в клубной хронике.

Грузия, сентябрь 2013

 

Дорога Москва—Ростов (1070 км).

Ранее обещанный трэк в Тарасовском не записался, но его знает даже Яндекс-Пробки. Имейте ввиду, что селяне, возмущенные «объезжающими» пробку и мешающим их честному бизнесу, перегораживают некоторые дороги в селе. Например в сторону Ростова нас везли раздолбанными полевыми дорогами за мзду. На обратном пути Яндекс задаром повел добротным асфальтом через центральную площадь села. На ней для «умников» была приготовлена засада в виде противотанковых ежей из флагштоков поперек дороги. Но что РЭМу их жалкие бордюры/поребрики? Тьфу. По времени экономии во второй раз почти не было. А больше рассказывать нечего. М4 я предпочел бы созерцать пассажиром под снотворную дозу виски.

Шериф встретил нас уже затемно невыносимым сиянием Ригида во все стороны со своей японской недомашины (Мы ж РЭМ клуб? Даешь белую крюшку 2013!) и проводил в банно-гостинично-бассейно-ресторанно-клубный комплекс Темерницкий. Гедонистическое заведение... Чего стоят столы, подвешенные в номере на цепях, и кованные кровати, жаждущие, чтобы кого-нибудь к ним привязали и пр.

 

alt
Вот так они и живут в Ростове.

 

Вкусно поели в приятной ресторации (европейская, японская кухни), прилагаемой к заведению. Рекомендую стейк на ананасе. По дороге в Грузию немного не повезло — там как раз устроили «прощание с летом» — дискотеку у бассейна под окнами номеров гостиницы. Музыка была правильная, клубная. Спать совсем не получилось из-за хороших сабов. Мы были затраханы дорогой и оказались лишними на этом празднике жизни.

Удивила система оплаты в комплексе — браслеты, по которым начисляют за услуги и выпускают из комплекса по оплате оных. Поход из номера в ресторан или к машине — полная оплата/сдача браслета/выход. Оба раза сопровождалась вопросами «Вы уже выезжаете?», хотя вошли мы 5 минут назад. Но хотя бы обратно в лицо узнают и «пустой» браслет дают без проволочек и предъявления паспорта, который в номере. Персонал вежливый, чисто, по-южному эклектично, но без перебора и кашку с 10 утра варят. Минус — стоянка не охраняемая (кроме внутренней для «ВИП» домиков), говорят ставьте ближе ко входу под камеры, но за две ночи ничего не произошло. Из приятного — номер на 12 часов стоит ровно 50% от стоимости. Ходите в ресторацию этого заведения с Шерифом — у него там мегаскидка, и вообще человек хороший.

 

alt
"it's been a hard day's night..."

 

Ростов-он-Дон—Владикавказ—Верхний Ларс—Степанцминда (Грузия).

 

alt
По данным Гугла 754 км 9.39 в пути.

 

Навигатор Зеро67 (Garmin кстати! Со всеми последними обновлениями, включая камеры, радары и прочие Стрелки. Почему Garmin? А Вы найдите подробные OFF-lineкарты Грузии. Их нет. Ни у кого — от OpenStreet до ИГО с Навителом. Забегая вперёд скажу: у Garmin они тоже не очень то детализированы)вначале плюсовал еще 70—80 км, предлагая другой маршрут, но потом смирился. Дорога хорошая, кроме отрезка в районе Тихорецка или Павловской — три полосы и волны на асфальте. Пообедали в Минводах в азербайджанском ресторане на въезде в город. Название угадаете с одного раза? (укаб йыратс) Ничего так, вкусно. Только кэш. Цыганская свадьба в соседнем зале, кстати, проходила без медведей и прочих атрибутов Ай-нэ-нэ! применяемых "на вынос" для неискушенней публики.

 

alt
«укаБ йыратС»

 

Во Владикавказе на развязках появились ободряющие знаки "Тбилиси ххх км". Зато пришла СМСка от МЧС КБР о приближении водно-ветрового катаклизма. Названия НП поначалу смущали: Беслан, Владикавказ, Назрань, Моздок. Из новостей, из старых плохих военных новостей. А если не заметить вывеску, и не скажешь, что что-то было и есть не так. Незаметно в сумерках добрались до границы. Перед ней заскочили на заправку, последнюю российскую заправку. ДТ как обычно — два сорта. Евро и просто. Лью Евро, проблем не заметил. Хотя не уверен, что Евро отличается от просто С бензином история та же. Лил и то и другое. Разницы никакой. Ну кроме цены естественно . Дождь, кстати, нас минул, но пакость не в нем, вместе с водой на дорогу осыпаются нехилые камни.

Граница встретила небольшой очередью, в которой не обошлось без местного быковатого геракла. Попытался пропихнуться на Калине в нашу очередь между Толей и мной. Выражался вроде без мата, но грозно вращал десницами и сдвигал брови в лысой голове. То ли буцкнуть, толи шленуть грозил. Но чего-то буцкнуть не задалось, да и мы потеряли к нему интерес, и он уехал в другое окно. Клоун здоровый, но номер старый. Погранцы наши были благожелательны, интересовались машиной, смотреть ничего толком не смотрели. Поговорили и разошлись. Хотели подсадить попутчика до Грузии, но он не поехал, очень ему не хотелось туда. Кстати, есть Дьюти-фри. Купил вискаря в подарок и зачем-то 1,75л Абсолюта. Дешево было — 20 ойро, вот и пожадничал. Нейтралка длинная, а вот встреча Грузии не заняла и трёх минут. Куда-зачем не спрашивают, лишь бы нелегалов не везли. Всего с переездами ушло полчаса. Это порадовало.

За 10—20 минут в полной темноте доехали до Степанцминды. Серпантин вдоль черной стены и черного обрыва оставил впечатление езды в трубе. Спросили у местных, подсказали, где искать и как ехать к отелю "Казбеги 4*" (на самом деле, название “rooms&hotels” именно с маленьких букв. А Казбеги это район) возвышавшимся над этим селом/городком. Посетовали, что мы могли остановиться в пять раз дешевле с едой, но менять решение было невозможно, ибо букинг.ком уже знал реквизиты моей карты и деньги списались бы все равно. Отель с европейским управлением. Все классно, со вкусом и из дерева. Цены (4200р за двушку) соответственно завышены по сравнению с местными, но по меркам средней полосы РФ — недорого. По меркам столиц — вашпе халява.

 

alt
В библиотеке. Что почитать? Поэмы Руставели о Саперави и Мукузани. А может по питьдисят рукописных стоф о чаче? Фигвам (жилище индейцев) — нету народного творчества. И это не единственное заведение в Грузии, ГДЕ НЕТ ЧАЧИ!

 

Военно-Грузинская дорога

Интересное начиналось сегодня. ВГД!

 

alt
Всего-то 157 км и 2:00 по Гуглу.

 

За окном номера картинка менялась ежеминутно. «Здесь вам не равнина, здесь климат иной»... Как сказал бы классик... Видимость от 5 м до 500м, в зависимости от плотности тучи, в которой в данный момент торчит горка, на которой отель. Казбека так и не увидели.

 

alt
Увы это не Казбек. Он выше и дальше в этой туче.

 

Перед выездом на ресепшене спросил, где интересные места на ВГД. Назвали ближайшее село Сно, чуть в стороне от дороги. И ключ с минералкой, который мы нашли на обратном пути. Портье не краевед попался, но карту региона вручил. Крепость, река, горы, храм — стандартный, но радующий глаз вид.

 

alt
Пейзаж.

 

 

alt
Воинственность многократно подчеркивается.

 

 

alt
Воды много. Вкусной.

 

Проехали десяток километров среди красот...

 

alt
Явно не Лужское направление

 

...и уткнулись в пробку. Дорогу закрывают регулярно, т.к. идет ее реконструкция. Простояли час. Ленка с Юлькой скормили запасы еды ощенившейся кавказской овчарке.

 

alt
На серпантине компромисс между ремонтом дороги и трафиком недостижим. Стоим, ожидая пока грузинским дорожникам надоест работать. Надоедает быстро.

 

 

alt
В. — «Как проехать в Тбилиси?»
П. — «Разворачиваетесь и едете назад примерно 60 км. И приедете во Владикавказ.»

 

Какой-то лихой джигит объехал пикап полиции и ломанул в горы. Копы быстро его догнали и вернули. Другие тем временем решили, что имеют явное преимущество перед ранее прибывшими и заполнили своими “тАчилами” встречку, объезжая пробку. Вернувшиеся из погони за психом копы, начали дрючить их.

Вскоре с гор вернулись самосвалы и нас допустили к участию в ралли. И тут те, кто занял Pole Position, пожалели и позавидовали оставшимся сзади. Колеса у меня как раз под эту гравийную дорогу, а подкрылков совсем нет. К тому же, от стояния в пробке проснулось острое желание прокатиться с ветерком, и я его реализовал.

 

alt
Толя подотстал, я всех сделал...

 

 

alt
...зато не оценил такой причудливой формы бытия материи

 

На серпантинах, да с 455 лс и ретардером я весело мчался вверх и даже вниз, не грея тормоза, распугивая попутных и встречных. В общем, самую верхнюю точку Крестового перевала и некоторые достопримечательности я пролетел (Кто понял жизнь, тот больше не спешит, смакует каждый миг и наблюдает...) и остановился только на смотровой площадке странной формы.

alt

За перевалом погода другая и складывается впечатление, что попал в другой мир. В нем много коров, лошадей, овец, ослов, кавказских овчарок. А людей почти не видно.

 

alt
А не стала кобыла жрать овсяное печенье из Ленты. И я теперь не буду.

 

 

alt
Вниз лететь километра полтора

 

 

alt
Это не туман — это туча

 

 

alt
Предъявите, пожалуйста, Ваши документы.

 

Потом, за Гудаури (там наверно горнолыжный курорт, здания выдержанны в альпийском стиле Не наверно, Сережа. А точно так и есть. 4 трассы и 2 бугеля.) остановились на какой-то смотровой площадке. Подержал свою любимую над пропастью в километр. Поболтал, из рук не выпала — значит моя. Вообще аттракцион был рассчитан на некоторых зрителей с боязнью высоты.

 

alt
Птицы те, птицы те, которые летают....

 

Дальше нам пришлось испытать легкое разочарование в Грузии, вернуться на грешную землю, так сказать. По дороге увидел в долине дом на берегу речки с надписью отель и группой местных обедающих при нем. Остановились, решили пообедать. Надо было сразу рвать оттуда, только глянув на все это безобразие и понюхав чем пахнет, ибо не везде в Грузии кормят хорошо. Верить надо приметам. Пост-прочтение лекции о качестве услуг хозяину тошниловки моя Юлька закончила фразой, что он «своим бизнесом позорит страну и грузинский народ». Шашлычок с душком по второму разу обжарили и подали

Я же, пользуясь случаем, достал удочку и пользуясь близостью реки фирменного цвета Боржоми оторвал блесну на "какбэ" рыбалке.

 

alt
Рыбы там конечно нет... я честный, а мог бы демонстрировать улов, благо садок с форелью у нас за спиной.

 

 

alt
Толя порывался спасти блесну, но не стоило мокнуть в холодной газировке из-за 15 рублевой канадской снасти не востребованной ни одним нашим окушком.

 

Проехали несколько видовых мест. Да там все радует глаз, кроме мусора и машин.

 

alt

 

 

alt
Оба фото с одной точки на 180 градусов

 

Резюме: ВГД — абсолютна проста и проходима для любого транспорта в теплое время года. Хотя на велосипеде будет грустно. Дорожное полотно отстроено на 90% до Крестовского перевала заново, а после перевала и так поддерживалось в приличном состоянии.

Дальше дорога была скучная и влилась вавтобан Тбилиси-Гори. Онлайн навигатора у нас был выключен (роуминг) (и Garmin показывал непонятную часть планеты), как и не было понимания, куда ехать в Тбилиси, ввиду отсутствия Гета. Спасибо местным — подсказали и проводили. Итого на Военно-Грузинскую дорогу ушел целый день, из которого чистой езды около трех часов.

Тбилиси.

Старинный город — 1500 лет. Очень большая площадь города при небольшой этажности, промышленности совсем не видно, даже складов. Красиво, уютно, пробок нет. Везде магазинчики-кафешки-аптеки-отели. Много Храмов. Вдоль больших улиц и туристических троп чисто, отремонтировано и красиво, 50 м вглубь — «трубы пониже — дым пожиже», небогато, но колоритно. Новодела немного, но уж такой, что мимо не пройдешь.

Стандартная цена за номер 150 лари, ~100$. Надо выбрать за эти деньги то, что потянет по набору удобств на 2*—3*, будет в самом центре (Старый город), необшарпанно, не бордель и желательно с хорошим видом из окна. Ночлежки-хостелы и гранд-отели тоже присутствуют. Мне понравился из нескольких перепробованных — микро-отель E-lesa, всего 3 номера. Если бы ехали более организованно и погода не подвела — был бы смысл снять апартаменты на неделю на море и дней на четыре-пять в Тбилиси. Ибо чтобы увидеть и познать (я не про чачу с вином) хотя бы часть Тбилиси, одной жизни мало... Кто-то это где-то уже говорил...А! Вспомнил! Феллини! Про Рим! Так вот. Тбилиси это как Рим...Ну может слегка в миниатюре. Поверьте мне. Даже люди такие же. Хотя нет, вру! Грузинцы лучше римлян! Добрее и дружелюбнее!

Анатолий Zero67 и его экипаж посещал серные бани, но пусть как-нибудь расскажет сам. А я тебя звал! Весьма колоритное заведение. Работает круглосуточно. Я пошел утром. Как и все местные. Туристов практически не бывает. Стоит 3 лари (60 рублей). За эти деньги вы получаете душ из горячего боржоми, бассейн горячего боржоми — типа парилка — градусов не скажу сколько — но терпеть невозможно. Есть еще сауна — ну я туда не ходил. Отдельно за 10 лари (200 руб.) пожилой грузин сделает массаж и скраб. Попробовал... Ничё так... Но девушка была бы приятней... Местный колорит... На выходе в раздевалке сидит пожилой банщик. Угощает чаем...Попили, за жизнь поговорили...Хороший народ....

 

alt
Метекхи — монастырь рядом с нами, давший название округе.

 

 

alt
Гостиница E-lesa

 

 

alt
Вечерний город

 

 

alt
Старый город — вид сверху + 3 образца зодчества времен Саакашвили.

 

 

alt
Сквер на крыше серных бань.

 

 

alt
Площадь в старом городе, от которой разбегаются ресторанные улочки. В центре "так себе" сетевой кабак с грузинской кухней.

 

 

alt
А это — среднее арифметическое впечатлений от старого Тбилиси.

 

Разочаровывало отсутствие настоящей «праздничной» грузинской кухни, такой как на грузинских застольях в России. Европейская, японская, экологичная, глютен-фри. Без шика, выхолощенное, все под какого-то среднего туриста, не гурмэ. Грузинская попадалась сносного качества, но простенькая и повседневная. Чаще всего её продавала какая-то сеть со множеством ресторанов, название которых написано желтыми и одной красной кракозябрами (расшифровать не удалось, а спросить забыли).

Прожили В Тбилиси пару дней. Обошли достопримечательности, покатались на канатке и фуникулере, побродили по туристическому центру. Команда Зеро увлеклась скупкой антиквариата на блошином рынке и в антикварных магазинах на «сухом» мосту.Ну грешен! Есть такой пунктик...Но количество и сохран таковы....Закачаешься!!! А потом, несмотря на мои предупреждения, собрались на Черное море в Батуми. Авот Серега послушались бы тебя — и не было бы OFF-road! Согласись!

Мцхета—Гори—Батуми.

 

alt
Гугл сказал — 378 км, 5 часов 13 минут.

 

Сделав крюк из-за моего неумения пользоваться свежескачанным оффлайн навигатором, мы поехали в Мцхету — древнюю столицу Грузии. ИМХО насквозь туристическое место, и без горящего сердцем за историю Грузии и образованного экскурсовода — никчемно-обязательный скучный пункт. Мы же умудрились на месте арендовать какую-то бабку Шапокляк-шапокляк. Именно так — два раза, как она повторяла конец каждой фразы. Не понравились многократно повторяемые рассказы этого экскурсовода про то, что русские, видишь ли, фрески 11 века в соборе перерисовали под видом ремонта, а то, что там вообще конюшня для персидских лошадей была, так то не в счет.

 

alt
Собор, хранящий 4 святыни (часть Голгофского креста, рубашку Христа, мощи св.Николая и что-то еще).
«Животворящий столп» — Шапокляк- шапокляк слушать надо было

 

 

alt
Зачем посредине стоит трон?

 

Гори. Город русской воинской славы и родина Сталина. Если взглянуть на карту — примерно географический центр Грузии. Автобан пустой — может не сезон, ездить некуда и некому. Но пару серьезных аварий на встречке видели. В отличии от города, где при восточном трафике всех Бог милует и аварий не видно, тут явно тяжкие. ИМХО возраст старых ведер, пришпоренных на автобане джигитами, дает о себе знать. Грузины мне и в прошлом году тоже самое рассказывали. На въезде в Гори, где у меня и моего навигатора случился второй приступ геокретинизма, Толя узнал дорогу старым вербальным методом. !!! Наиболее надежен в Грузии !!! Это у нас в России дорогу перекрестками подсказывают. В Грузии исключительно лежачими полицейскими, светофорами... Начинается Гори с красивой военной базы, финальным разграблением которой и утешились наши воины в 08.08.08. Далее город — унылый райцентр. И в центре — жемчужина, главная достопримечательность — Музей Сталина.

 

alt
На крылечке сакли Сосо

 

 

alt
Мебель из кабинета на Кунцевской даче.

 

 

alt
Баян со стразами на 70-летию вождю.

 

 

alt
Знакомое лицо... Зачем Володька сбрил усы???

 

 

alt
Вагончик тронется, перрон останется...

 

В музее была куплена пара сувениров, для тех, кого образ вождя не попускает и поныне. Клин клином вышибают. Напротив музея в кафе неплохо делают чебуреки (и традиционно хинкали).

Навигаторы в Гори плохо понимают, где центральная улица, а где кривой переулок. Впрочем дать указание съехать с шоссе на брошенный проселок или старую дорогу тоже бывало.

Вскоре автобан кончился, день тоже догорел, начался дождь и пришло предупреждение Грузинского МЧС о урагане. Заправились и пошли на грозу.

Батуми. Приехали мы в Джоржем Соросом избранное и раем объявленное место в ночи. Дождь стеной. Уже не первый и еще не последний день, синоптики обещают неделю в таком режиме. Видел я ливень в Батуми в детстве, тогда он шел четверо суток. И теперь та же история — реки вздулись, шторм на море. Некислый шторм, судя по тому, как болтало танкеры на рейде. Если посмотреть в старый атлас природных зон, то только две точки СССР попадали в зону субтропического климата — Кушка и Батуми. Вот и различие с «умеренным» климатом.

В пути подбирали по букингу гостишку, но скорость жопореза (GPRS) в дороге была отвратная, фото так и не удалось посмотреть. Приехав по адресу, даже вылезать не стали — не понравилось, поехали искать новое пристанище. Ливень, из машины сухим не выйти, кафе позакрывались, город вымер. Только копы на Миникуперах Кантрименах с мигалками катаются, бдят. Шератон и Рэдиссон, конечно, на виду, но 500$ за ночь жалко. Нашли за Шератоном отель “Алик” 4*. Переночевали в обшарпанном средоточии азербайджанского понятия о комфорте и роскоши. Даже ужинать не пошли, ресторан не работал, а на улицу не хотелось.

С утра на улице ничего не изменилось. Из низколетящих туч льет дождь — надо сваливать, синоптики в этот раз точны — это на неделю. Заехал проведать чету однокашников мамы, помочил ноги в море.

 

alt
И где обещанный бархатный сезон?

 

Наши спутники к сожалению не увидели этого прекрасного города.

 

alt
А вот в прошлом году...

 

Уговорил компаньонов ехать по другой дороге. И вскоре приключения начались.

Батуми—Ахалцихе. В стиле комикса.

 

alt
167 км, расчетное время в пути 3 часа 43 минуты. "Ох уж эти сказочки..."

 

Сначала все было пристойно и даже дождь стих.

 

alt
За Австрию вполне сойдет.

 

Серпантин, сумасшедшие маршрутки, горные коровы, но асфальт. Запустения в Грузинской глубинке нет. Везде жилые дома, скот, сады. Нет заброшенных домов.

 

alt
Проезжали мост в Махунцети.

 

 

alt
Около него уже не до волейбола, но скоро можно будет рыбачить.

 

Дорога шла как в песне «Все выше и выше и выше...» и становилась все менее асфальтированной. А потом и вовсе стала разбитой грунтовкой. Попутных, встречных, машин, людей, коров не стало.

 

alt
Дождь сменился туманом с моросью — это туча изнутри.

 

Когда стало совсем грустно, и начали одолевать сомнения в правильности и преодолимости выбранного маршрута, из тумана проступили неподвижные подъемники горнолыжной трассы. Оптимизма прибавилось, ведь как-то они сюда собирались ездить?

 

alt
Инородное, просто инопланетное сооружение

 

 

alt
Мы забрались на перевал 2065м.

 

Там холодно, мокро и очень ветрено. Как в Питере. Толику не привыкать, а мы же одели куртки.

 

alt
СПб. м.Приморская. Ноябрь. Понедельник.

 

Начался спуск по другую сторону этого горного хребта.

 

alt
Речки текут местами поверх дороги

 

Погода здесь уже другая. Вскоре стало показываться солнце, но пока не появился асфальт.

 

alt
Джип навстречу — значит дорога есть. До этого попадались только маршрутки и древние грузовики, но их магические способности в перемещении нам недоступны.

 

Вдоль дороги снова лепятся на склонах деревушки, много коров — пропускаем стада с пастбищ. Водитель встречного хомяка сказал, что навоз месить нам еще 40 км. Потом посмотрел на нас, голодных и грустных, и исправил прогноз на 35 км.

Так и вышло. Началась приличная дорога и мы домчались до Ахалцихе.

 

alt
Наши щедро унавоженные по всему кузову яхты украсили архитектурный ансамбль

 

Над городком стоит величественная, отреставрированная (скорее построенная заново) крепость. Экипаж Zero67 бросился осматривать достопримечательности крепости, мой — меню ресторана.

 

alt
Вид с башни. А я не пошел и съэкономил 7 лар.

 

Место фестивальное, красивое, но слишком бутафорское.

 

alt
На звезде Шарля Азнавура. Видимо бывает тут — до Армении 30-40 км.

 

После осмотра и обеда-ужина мы решили продолжить путь в лежащий в 50 км курорт Боржоми. Минералочки попить. Там остановились в найденном по букингу эко-отеле, одноименном и аффилированном с минералкой «Ликани», за 50 лари с носа. В отельчике приличный ресторан с живой музыкой. Но мы в него не пошли, а прокатились по ночному Боржому (13 тыс. жителей) в поисках вина и фруктов. Первого завались, второе доступно только днем. Попили виски, вина и прочих апперетивов к завтрашней минералке, громко поговорили за жизнь.

С утра выдвинули изможденные тела в сторону целебных вод. Дворец Романовых сдан в аренду на 48 лет и закрыт, поэтому поехали к паркам и источникам. Источники были открыты давно — более 1000 лет назад, но в средневековье забыты наглухо. Второе открытие состоялось 76 драгунским полком, командир которого оценил влияние принесенной солдатами воды на больной желудок. Ну и завертелось... Ж/д, дача царя ... Ныне все скромнее.

 

alt
Канатка в верхний парк. Аутентичный вагончик с этикетки «Боржоми».

 

 

alt
Вода всякая бежит, в трубах и открытым способом.

 

 

alt
В парке построили копию скита Серафима Саровского.

 

Сюда можно было заехать на машине. Эта дорога ведет в Бакуриани и дальше через интересные места в направлении продолжения нашего маршрута. Оставили на следующий раз.

Спустились вниз на источники. Это горячий, официальный, для сильных духом. Пары глотков целебной вонючей газировки мне хватило — исцеляет мгновенно, лишь бы не продолжать «лечение».

 

alt
Крановщик

 

А здесь мы отстояли долгую очередь и затарились холодной естественной газации минеральной (но не сернистой) водой, которую пить не в пример приятнее. Набрали с собой в Россию.

 

alt
Сразу сниму вопрос. Труба не из реки, а сквозь русло глубоко под землю.

 

Двинули в давно задуманное место — монастырь в селе Пока на озере Паравани, сыры которого нам очень понравились в одном из ресторанчиков Тбилиси. Кстати, чудный этот эко-ресторанчик, специализирующийся на блюдах на гриле, где все готовится у вас на виду, за вывеску в виде разделанной говяжьей туши и непонятной надписи на грузинском проходил у нас как «Расчлененка». Рекомендую, вот адрес в Тбилиси — სიონისქუჩა

Поскольку прямая дорога через Бакуриани могла оказаться такой же как грунтовка вчера, мы двинули по более крупной дороге.

 

alt
285км, 4 часа 16 минут

 

Нам пришлось вернуться в Ахалцихе, где я увидел мойку и прервав наше путешествие потребовал мойки машин. Первоначальный план «быстро сбить грязь» не получился. Навоз не поддавался бесконтактной мойке с шампунем и сдался только после ручной мойки. На два поста оказался один керхер и процедура перешла в разряд затянувшихся, экипажи заскучали. К трем одиноко стоящим у заправки томным девушкам подкатывала даже полиция.

Пока домывали Шеви, я углядел на другой стороне сетевой автосервис Tegeta Motors и поехал туда смазать обкатываемые шаровые Карли, как того требует мануал. Процедура заняла 15 минут, собрался весь персонал автоцентра. «Побульёнили». Денег мастер с меня не взял. Респект и уважуха ему, редко нынче встречается такое бескорыстие при невеликом богатстве. К сожалению не сделал фото.

Там же нам посоветовали посетить по дороге пещерный город Вардзию, не разъяснив значимость этого места. Итог — мы его не посетили, проехали мимо, а потом прочли, что это один из главных исторических памятников Грузии.

 

alt
Древние виноградники, на которых что ни выросло — сразу X.O.

 

За попытку влезть туда моя Юлька была наказана укусом в пятую точку специально обученной грузинской боевой пчелы.

 

alt
По пути встречались крепости. Удивительно, но их не растащили на камни предприимчивые потомки.

 

 

alt
А вот так в Грузии выглядит ландшафтный дизайн.

 

 

alt
Вагон как мост через горную реку. «Неэстетично? Зато дешево, надежно и практично.» (фото не мое)

 

Через пару приграничных населенных пунктов, где сильно ощущалось влияние уже не Грузии, а восточных соседей — Турции и Армении, мы по прекрасным дорогам безлесого плоскогорья добрались до озера Паравани и деревни Пока на его берегу. Спросили, где монастырь, местные нам показали на берег за селом. Там стояло приземистое одноэтажное здание их натурального камня, никак не походившее на обрядовое место. Чуть вдалеке временная легкая часовня на фундаменте будущего (или ранее существовавшего) Храма.

 

alt
Фото на календарь ДРК 2014

 

Это местный мужской монастырь. Сходили в Храм, перекинулись парой слов с монахом. На вопрос «Млеко-яйки-сыр-чача-вино давай-давай...», он ответил, что они тут ничего такого не делают, чем поставил нас в тупик. А чем же нас кормили под видом монастырских сыров? Но оказалось, что в самом селе есть женский монастырь, а вот там не только молятся, но и занимаются сыроделием и прочей пищей насущной.

 

alt
Немонастырская какая-то архитектура. Забор очень оригинальный.

 

 

alt
Нас запустили во вкусный подвальчик. Варенья, джемы, вина, шоколад, конфеты, печенье, приправы, соусы и пр. собственного приготовления.

 

 

alt
И конечно сыры...

 

 

alt
Новый МЫШЬ Покского женского монастыря.

 

Нас провели в погреба и оставили. Около каждого образца сыра лежал нож. Мы восприняли это как приглашение на дегустацию, тем паче, что часов восмь ни маковой росинки во рту не видали. И весьма напробовались, я бы сказал даже поели до прихода настоятельницы. По ее дальнейшим действиям стало ясно, что так тут не принято. Искупает нас то, что выручку им сделали, особенно экипаж Анатолия, падкий до немясного. Цены кусаются, даже по нашим меркам, но это плата за hand-made, гламурность и элитарность. Монастырь принимает пластик! Специально сохранил чек.

 

alt
Скоро и милостыню по беспроводному.

 

К нашему выходу из монастыря подтянулось полсела. Фотосессия с местными, общение и угощение детей конфетами.

 

alt
Анатолий и тут в авторитете.

 

 

alt
Барана к барану

 

 

alt
Вот теперь образ цельный. Трио. Trinity.

 

 

alt
Ну что ты такой упертый? Гибче надо быть!

 

 

alt
Опоздал на раздачу конфет...

 

 

alt
Неудачный ракурс, неправильный объектив, конечно, РЭМ больше Тахи.

 

 

alt
Стенка на переднем плане — экологически чистое топливо, позволяющее любой стране, стремящейся к либерализму и демократии, слезть с русской нефте-газовой иглы — кизяк (сушеный навоз).

 

 

alt
Вечереет. По дорогам сгоняют тучные стада с пастбищ.

 

 

alt
Не стой на пути...

 

Заехали к обычному мирскому сыровару. Все проще, но 10 голов овечьего сыра в неделю в Грецию увозят. План. А обычный из коровьего молока сулугуни стоит 4 — 5 лар за кг. (80-100 р)

 

alt
Греческая продразверстка

 

За окраиной Поки стоит единственное кафе с никаким меню и кухней. Читать его бессмысленно, выбирать не приходится — накормят тем, что есть в наличии в деревне. После заказа оттуда прилетела 99-я с продуктами.

 

alt
Появление наших машин делает рекламу любой дыре. К нашему отъезду еще две машины заглянули на огонек.

 

Озеро есть — есть и рыба. Наличие ряпушки предполагало наличие красной рыбы. Но местные сказали, в Алкалхалаки есть военная база — военные — взрывчатка — рыбы нет. Вообще грузины умудрились извести у себя рыбу варварским способом: завозят в верховье речки отбеливатель, внизу ставят сетку. Вываливают химикат и травят всю рыбу на протяжении всей реки. Теперь осознали, борются с браконьерами. Даже военных(!) местные жители в горы не пускают без тотального шмона на предмет отсутствия орудий лова и улова. Впрочем форелька плавает в садках с проточной водой повсеместно.

 

alt
И где тут осетры из Сталинской «Кулинарии»?

 

 

alt
Тишь-благодать. Птички-овечки.

 

Вечерело. Пока, Пока. Встречай, Тбилиси. Соточка-полторы сначала по равнине, потом немного по серпантину, хайвэй и мы в Тбилиси. Из запомнившегося. В населенных пунктах в темноте неспешно бродят коровы, а скорости машин уже приличные. Местные делают «лежачих полицейских» из земли. Удивил встреченный на абсолютно пустом плоскогорье жестяной ангар длинной в поезд. Туда железная дорога и заходит. Вокруг ничего, даже подъездных путей нет. ИМХО электричку на ночь в гараж запирают на конечной.

В Тбилиси приехали затемно. Маршрут, проложенный заранее Гуглом отличался, от реально пройденного.

 

alt
304 км, 4 часа 26 минут, зато без серпантина и по асфальту.

 

Пятница, с гостиницами напряженка. Попробовали вселиться в рекомендованный нам отель подальше от центра со свободными по информации букинг.ком номерами, не вышло — к нашему приезду остался только дорогой люкс и то всего один — мало ли что числится свободным, нет мест и все. К тому же через букинг.ком зачастую дороже, ибо в несезон и за наличные от прайса отступают. Заселились в отель "Симпатия". Отзывы — 6,5 баллов. Да старый, да не модный и местами поношенный. Но чисто, комфортно и уютно, завтрак хороший, бассейн на крыше. Поехали на такси в Старый город, Лена с Ларисой пошли в серные бани, а мы неподалеку сели ужинать. Они к нам присоединились после моциона и гуляние продолжилось.

Анатолию приспичило возвращаться в Питер. Поэтому они с утра шерстили блошиный рынок, а мы решили не ехать и спали. Знаю, что Толя разжился там патефоном и пластинками. Закупку вина оставили на последний момент, благо ночью я уже нашел за углом хороший винный магазин.

 

alt
Дегустация проходит в папахах, иначе букет вина не раскроется.

 

Загрузив коробки с вином и чачей, расстались. Анатолий долетел за 26 часов до Питера с ночевкой. Я же решил не участвовать в подобной гонке.

 

alt
"Пожарные" на пожар, а нас пока и тут не плохо кормят.

 

Переночевав еще раз в «Симпатии» мы переехали обратно в Старый город в «Э-лизу», предварительно посетив Тбилисский рынок и тот же винный магазин. Все таки машина лучше, чем самолет, думал я, три дня таская вещи и продукты домой.

В отсутствие экспертов черт дернул пойти на «сухой» мост. Мне приглянулся штык-нож к М-16, якобы из Ирака, Юльке серебро. Разум возобладал, я залез в инет и узнал, что нож — скорее всего дешевая копия, но проблемы на границе будут настоящие, серебро же явно переоценено.

Вечером стал доставать по скайпу Гета о известных ему в Тбилиси ресторанах с грузинской кухней. Явки он сдал, но они были частично провалены. То закрыто, это не работает сегодня. Поиски увенчались успехом, в 300м от гостиницы по наводке отельера Мамуки было обнаружено заведение Puris Sakhli (Хлебный Дом), качество услуг подтверждал дипкорпус, столовавшийся там с семьями. Рекомендую.

Потусовались еще в Тбилиси, насладились ясной солнечной погодой, причем с севера и юга за перевалами в это время творилось форменное погодное безобразие. И в понедельник с утра пораньше двинули в сторону дома.

Домой.

Время подъема выбрали пораньше, чтобы избежать возможной утренней пробки. Пока я проснулся, позавтракал, собрался, стало ясно, что сейчас вольемся в утреннее Тбилисское "наработустояние". Как бы не так! В 8.30 утра в городе пусто, никого нет, никто не спешит на работу и даже в школу!? Нам надо было заехать супермаркет — они закрыты до 10.00. Потихоньку в гордом одиночестве выехали из Тбилиси. Заехали в магазин на заправке в Гудаури. Сфотографировались на Крестовом перевале.

 

alt
До свидания Грузия!

 

 

alt
Предлагаю конкурс — «Чей РЭМ залезал выше». Моя отметка 2395м

 

Долетели быстро и снова уперлись в перекрытие дороги. В этот раз недолгое — минут пятнадцать. Это в 10 с копейками дорожники завели технику и выдвинулись к месту работ, и опять путь свободен.

Граница Грузии 1 минута. Вход в дьютик сразу в торце Грузинской таможни.

 

alt
Нейтралка: справа Грузия, слева Россия.

 

Граница России 3 минуты: «Скока жрет? Скока прет? А вы у меня первый РЭМ за службу! А не жалко на мудовой по асфальту кататься?» (кстати, хороший вопрос...)

По России катились не спеша, пытались закупить овощей и фруктов, арбузов и дынь. Да не срослось, все не то. Надо было затариться по полной на Тбилисском рынке.

Пообедали в Минводах в «Старом Баку». В пути встретили встретили БТР с бойцами.

 

alt
Для наших мест зрелище по-счастью редкое

 

Уже сговорились с Шерифом на совместный ужин, как началось... Уткнулись в пробку в районе Кропоткина. Фура с ж-б сваями протаранила Экарус и 4 легковушки. Сваи как карандаши рассыпаны на дороге, пускают в обход обочиной. Через полста км опять пробка за Кущевской — фура вылетела через отбойник на встречку, разгрузив полуприцеп цемента в мешках на дорогу. Зажаты отбойниками, стояли час.

Вова встретил нас не один, а со своей радушной компанией. Посидели поужинали, попили виски. В 11.00 снова в путь, самая скучная часть пути. За прохождение Воронежской области получил 7 «почетных грамот» по 500 рублей. ИМХО — радары у них «запиленные», платить принципиально не буду, через пару лет спишутся.

 

alt
А может Воронежские километры меньше наших? Вот и разница в скорости.

 

На М4 платных участков теперь аж 4 штуки. По дороге туда мы платили только за один — самый старый — т.к. у Москвы первый объехали, чтобы не стоять в пробке на кассах, два еще работали в демо-версии до понедельника. На обратном пути на одном мне оплату простили! Тетка, пока я мелочь искал, махнула «Проезжай». Мелочь, а приятно.

 

alt
Там же случился небольшой юбилей. 55555 миль.

 

До Москвы добрался раньше запланированного в 23.00 и, прикинув самочувствие, решил не ночевать и допилил до Твери. Вышло 27 часов за рулем за два дня.У нас вышло 36 часов до Питера. Пробег составил 6970 км, Расход 14,6л. P.S. У меня на ~1050 км меньше, расход 13,8.

Конец.

F.A.Q.:

  1. Виз и сборов на границе для россиян нет. Для въезда нужен действующий загранпаспорт. Пересечение границы в Южной Осетии и Абхазии они считают незаконным, поэтому через них заезжать не надо. Есть ли в связи с этим правовые последствия — не знаю.
  2. Страховки на въезд никакие не нужны. Ни авто, ни медицинские. Сами о себе думайте.
  3. Валюта: 1 Лари ~ 20 рублей. Мелочь называется тетри, 1/100 лари. Выгоднее брать наличные баксы и менять там на лари. При покупках по картам кросс-курсы съедали на 3—5% больше. Там есть ВТБ и его банкоматы. С зарплатной карты ВТБ и аффилированных с ним банков снятие было без комиссий.
  4. Топливо в Грузии — претензий у меня нет. Но местные пишут, что топливо, особенно высокооктановый бензин бодяжат и недоливают. Цена «евродизеля» 2,15—2,20 лар/л. Бензин типа 95 — 2,00 лари. По мнению местных лучшие заправки Wissol (желто-зеленые). Местные ездят исключительно на LPG за 1,10 лари.
  5. Полиции везде много, с постоянно включенными мигалками. Не достают без нужды, по-русски разговаривают, охотно заменяют путеводитель и навигатор. Крестятся при виде Храма. Храмов в Грузии много. Но и стрелять умеют.
  6. Радары на трассах у Тбилиси висят и работают, но в итоге штрафов на границе не предъявляли. В глубинке антирадар молчал. Использовать его можно — не Финляндия. А видеорегистратор даже настоятельно советовали, чтоб в случае ДТП меньше вопросов было.
  7. Автопарк — Европа 10-15 лет и старше. Основная марка Мерседес. Все с ГБО, потому откровенно чадящих нет. Говорят пошлин почти нет, но и денег на новые машины тоже. РЭМов нет. Из полноразмерных видели Тудру 1-го поколения и древний Шеви.
  8. Дороги хорошего качества. Не очень ровные, но без опасных ям и дыр. На ВГД доделывают последние 10%, и на следующий год можете ехать туда хоть на Феррари (на нашей стороне тоже без проблем).
  9. Такси — это все машины на дороге. Супердешевое. 5 лар стандартная цена средней поездки. 2-3 за очень короткую. 7 — это впятером+водила на другой конец Тбилиси.
  10. Про отели писал, ориентир для «белого» человека — 100$ в сутки.
  11. Стоимость еды и бухла в ресторанах в среднем в 2-3 раза ниже нашей.
  12. Грузины приветливы, почти поголовно говорят по-русски, в общении нет проблем. Готовы помочь и действенно помогают. Страна христианская, нравы достаточно свободные.
  13. Где работает городское население, кроме сферы услуг — непонятно. Но местные говорили, что многие ездят на заработки в Турцию и пр. Бомбят на авто поголовно. Туризм развит и продолжает развиваться. Много казино, а поближе к Турции еще и борделей.
  14. Магазины в массе круглосуточные на каждом шагу. Много аптек. Много пекарен с тандыром, где пекут горячий хлеб, и развалов с фруктами. Для приезжих в одиночно стоящих торговых точках типа овощного развала часто врубается спеццена, например х5. Заходил на рынки в Тбилиси и Батуми. Средняя цена хороших фруктов (персики, виноград и пр.) ~2 лари=40руб/кг. Вот благодаря Анатолию попал еще на «блошиный» на «Сухом» мосту — мечта антиквара и старьевщика.
  15. Вино. Нормальное начинается от 10 лари и до бесконечности. Сами пробуйте. Чача — все же лучше от 25 лари за 0,5л или домашняя.
  16. Ездил с симкой МТС «0 без границ», куда переадресовал свой Мегафон по входящей, и «эстонской» на исходящую 0,15$/мин. Вышло совсем недорого при неограниченном объеме входящих звонков.
  17. Wi-Fi повсеместно, бесплатно, но не быстро и с паролем, который надо спросить у персонала. 3G работает не очень быстро, купил в планшет симку оператора Magti за 5 лар + 30 лар за 5 гБ. Истратил всего 1Гиг. Безлимитки за вменяемые деньги нет.
  18. Экология — супер, зеленый рай: промышленности нет, воды хорошего качества навалом, все говно оперативно смывает и уносит. Но все места скопления людей в отсутствии дворников, например парки, обочины дорог равномерно замусорены, в руслах рек пластиковые бутылки и пакеты.
  19. Видел ролики с рекламой Грузии для завлечения туристов из ЕС&US. Вроде все правда, не придерешься, но в реальности все побледнее, поменьше, пожиже, попроще и с мусором. Иногда смотришь и проскальзывает мысль, что это не те места, где ты бывал. Какая-то другая Грузия.
  20. Минералка: Рейтинг у местных: 1.Набеглави, 2.Ликани, 3.Боржоми.
  21. Пришлось обратиться за медпомощью в Тбилиси, прием врача-специалиста ЛОР в большой клинике с лечением — 40 лари. У нас вышло бы в пару раз дороже или по страховке. Впечатление — все обшарпанное, но функционирующее исправно. Врачи хорошие, старая школа.
  22. Кроме России, Грузия граничит с Арменией, Азербайджаном, Турцией, Ираном и ее можно и нужно использовать для транзита. Бывал на переходе в Турцию в 15 км от Батуми в Сарпи. Граница есть, и она не на замке. Трафик большой, но очередей не видел. По логике при пересечении понадобится виза и страховка, покупаемые на месте. Уточняйте, турки — затейники по части денег нажить.
  23. Навигаторы: самый надёжный — ваш язык. Спроси любого — пошагово объяснят. Далее в рейтинге Garmin. Проблема ИМХО связана с корректностью перевода грузинских крокозябр на английский. Плюс необходимо знать районирование Грузии. Т.е. в каком районе находится искомый город. Все остальные системы, навигацией для Грузии считать с ооочень большой натяжкой. Туристические карты регионов лежат бесплатно в местах скопления туристов, отелях, магазинах.
  24. Букинг.ком... В Грузии забудьте! Если это не Риц и Шератон, конечно... Только рекогносцировка на местности. Съэкономите и время и деньги. Не так категорично: посмотреть отели, отзывы, телефоны, уровень цен и... заказать по телефону или лично.
  25. Как ни удивительно, горы на расход дизеля существенно не повлияли — при движении по серпантинам укладывался в 14,5 л/100.
Рэм — не экзотика
Ram 3.0 Ecodiesel. Fuck Fuel Blow?

Люди, участвующие в этой беседе

через сайт или социальные сети, чтобы оставить комментарий

Наши другие свежие материалы

SinnerSpinner
15 ноября 2016
Ремонт и матчасть
Тюнинг и кастомайзинг
Многие Рэмоводы задаются вопросом, как увеличить производительность и ресурс штатных тормозов. Можно ставить тюнинговые колодки из космических сплавов, можно качать правую ногу, чтобы сильнее давить на педаль, но для кардинальных изменений в работе тормозов необходим серьёзный апгрейд.Наши партнёры разработали комплект усиленных тормозов на переднюю ось, который подойдет на любой Ram 1500 с 2009 года.​6-поршневые суппорты;Составные тормозные...
1105 Просмотров
Get
15 ноября 2016
Тюнинг и кастомайзинг
C 3 по 6 ноября в Лос-Анджелесе прошло самое большое мировое шоу, посвященное автомобильному тюнингу – SEMA Show 2016. В этой статье мы просто кратко покажем некоторые яркие Рэмы, которые были показаны на шоу в этом году. Черпаем мысли для безумного тюнинга!
580 Просмотров
Get
15 ноября 2016
Сравнения и тест-драйвы
Тюнинг и кастомайзинг
​Когда выходит очередной новый IPhone – производители аксессуаров стремятся побыстрее выпустить побольше чехлов и бамперов – красивых и разных. Нельзя же сотням миллионов людей в мире ходить с одинаковыми телефонами, ведь сами люди искренне считают, что каждый из них особенный и самобытный!Похоже, FCA и маркетологи подразделения Ramtrucks всерьез взялись за производство своеобразных чехлов для покупателей и владельцев новых RAM – как просто ярких...
461 Просмотров
Get
12 ноября 2016
Сравнения и тест-драйвы
Тюнинг и кастомайзинг
Ма́чо (исп. macho — букв. «самец») — агрессивный, прямолинейный мужчина, обладающий ярко выраженной сексуальной привлекательностью.Слово происходит от испанского macho (самец) — бык; в самом испанском используется machista. В испанском macho, в применении к животным, имеет нейтральное значение мужской пол, в противоположность hembra — женский пол или самка. В применении к человеку, в зависимости от интонации, контекста, говора и региона, это...
660 Просмотров
Get
02 ноября 2016
Проза жизни
Сравнения и тест-драйвы
​RAM традиционно всегда являлся самым коммерчески–успешным автомобилем сначала родного Chrysler'а, а теперь концерна FCA (Fiat Chrysler Automobiles). Наблюдая как мировой автопром под гнетом глобализации все больше испытывает тяготение к производству "одноразовых" автомобилей похожей внешности, мы все сильно переживаем за RAM 2019. Как не крути, но Fiat – это все же не те парни, которым стоит доверять старейшую американскую марку.​Официальная пре...
1400 Просмотров
SinnerSpinner
03 октября 2016
Сравнения и тест-драйвы
Тюнинг и кастомайзинг
Наверняка многие уже видели шпионские фото любопытного автомобиля - Ram 1500 с кабиной Mega Cab. Если нет - посмотрите, это интересно. Попробуем разобраться, что это за машина и чего нам ждать от Chrysler. ​Формально Ram 1500 Mega Cab уже существовал, в третьем поколении нашей любимой серии пикапов. Но та Мега была один-в-один Ram 2500, за искл...
1614 Просмотров